Top.Mail.Ru

Страна начинается с дороги, а участок – с дорожки, и очень часто с гравийной

Дорожно-тропиночная сеть – важный элемент ландшафта населенной территории, и дачные участки – не исключение. Дорожки обеспечивают удобство передвижения к объектам и должны выдерживать механическую нагрузку, быть устойчивыми к воздействию абиотических факторов окружающей среды – высоким и низким температурам, ветру, солнечному излучению.

Целесообразность создания гравийных дорожек

К проектированию дорожно-тропиночной сети на участке приступают сразу после определения места под строительство дома и вспомогательных помещений. После изучения рельефных особенностей территории переходят к составлению плана на бумаге, куда наносят основные и вспомогательные пути и проходы. На этом этапе принимают решение о ширине и типе мощения дорожной сети.

Магистральные пути (от калитки к центральному входу, от дома к хозблоку, летней кухне), которые будут подвержены сильной нагрузке, лучше выполнить из плит, замостить натуральным или искусственным камнем. Эти материалы долговечны, устойчивы к нагрузкам, их легче чистить в зимний период, по ним комфортно передвигаться. Гравийная дорожка может примыкать к магистральной, быть основной в зоне отдыха или на огороде, дублировать ее. Если дорожка из свободно насыпанного гравия, по ней сложнее передвигаться из-за вязкости материала, она непрактична в зимнее время.

Рекомендации дизайнеров

Дорожки с гравийным покрытием идеальны в саду пейзажного стиля. Их выполняют извилистыми с тонкими, едва заметными бордюрами из полимерных материалов. Чтобы подчеркнуть приближенность к природе, ширину прохода можно слегка варьировать.

Магистрали из крупной гальки будут уместны в огороде с регулярным расположением грядок. Если правильно сделать основание, камни способствуют оттоку излишней влаги. Растения будут меньше поражаться болезнями.

Галечник органично смотрится вокруг искусственных водоемов, им можно заполнить пространство вокруг альпийской горки. Эстетичны комбинированные дорожки, их центральная часть выполнена из плит или натурального камня, а пространство вокруг покрыто галечником.

Дизайнеры все чаще используют гальку, окрашенную в разные цвета, для создания клумб. Если в саду планируется сухой ручей, то гравийную дорожку к нему вести не следует. Эти элементы ландшафта сольются и не будут выразительными.

Морскую гальку крупных размеров с ровными краями и гладкой поверхностью можно использовать для мощения тропинок, а промежутки между галькой заполнять мелким гравием или щебнем. Отдельные камни можно покрасить в разные цвета, создав композицию лепестков цветка или любую другую.

Преимущества и недостатки дорожек из щебня или гравия

К преимуществам каменистых дорожек относят:

  • эстетичность, возможность подобрать материал, подходящий к стилю и цвету отделки дома;
  • долговечность покрытия;
  • относительно невысокая стоимость;
  • сад с гравийной дорожкой требует меньше затрат труда на прополки;
  • хорошая водоотводящая способность в условиях переизбытка дождей.

Недостатки сыпучего дорожного покрытия с низкими связующими свойствами:

  • если попадают камни с острыми гранями, есть возможность получения травмы, не подходят для семей с маленькими детьми;
  • если материал несвязный, по нему трудно передвигаться, невозможно перевозить тележки, детские и инвалидные коляски;
  • сложно очищать от листвы, прорастающие сорняки удаляются только вручную;
  • не подходят для зимней эксплуатации, на них невозможно расчистить снег и сколоть лед;
  • галечную дорожку могут повредить кроты;
  • трудоемкость подготовки ложа.

Достоинства дорожки из щебня

Какой каменистый материал выбрать

Выбирают материалы природного происхождения, обычно это обломочные или осадочные горные породы. Камни могут иметь готовый размер при добыче из карьера или их дополнительно дробят. Вот основные каменистые материалы:

  1. Галечник – порода осадочного происхождения в чистом виде или с примесями обломочных пород. Фракции: крупная – 55…100 мм; средняя – 20…55 мм; мелкая – 10…25 мм. По видам варьирует от гладкого пляжного галечника до пролювиального (залегает у подножий гор) и аллювиального заостренного (образуется в речных поймах).
  2. Гравий – горная порода, формирующаяся как крупнообломочная вследствие воздействия воды и ветра на открытые скальные породы. Края неровные, естественный цвет – серый. Фракции: крупная – 40…70 мм; средняя – 2,5…10 мм; мелкий гравий – 1,0…2,5 мм.
  3. Щебень – добывается из гранита, отходов горной промышленности, известняка, шлака путем дробления или вторичной переработки строительного мусора. Материал различен по прочности. Чтобы понять свойства щебня, следует изучить его маркировку. Минимальная фракция 3…5 мм.
  4. Сланец – совокупность слоистых горных пород, обладают хорошей связностью, красиво окрашены, блестят. По стоимости – это самый дорогой материал.

Виды гравия для дорожек

Что лучше для дорожек – гравий или щебень?

Щебень – это наиболее дешевый и универсальный строительный материал. В зависимости от происхождения щебень варьирует по цвету от красноватого (гранитный щебень) до кремового, белого и серого (известняковый щебень) и прочности. Его добавляют в бетон и строительные растворы, им укрепляют мостовые конструкции, отсыпают «подушки» для асфальтовых дорог, трамвайного и железнодорожного полотна, используют для отделки зданий. На многих заводах налажено производство гравийного щебня из природного морского, речного или водно-ледникового камня. Наиболее прочный – гранитный щебень.

Что лучше для дорожки - щебень или гравий

Щебень какой фракции нужен для садовых дорожек?

Керамзитовые заводы для создания садовых проходов предлагают фракции 0-5 и 0-10. Этот материал подходит для создания прочного покрытия с полимерным связующим. Такие дорожки называют «каменный ковер». Они обладают высокой прочностью, по ним можно возить коляски, в зимний период счищать снег совковой лопатой.

По происхождению различают следующие виды гравия для дорожек:

  • морской (прибрежный) – гладкие камни с наименьшей связностью, нельзя использовать слой свыше 7 см, что будет серьезно затруднять передвижение по такой дорожке. Оптимальная фракция – 2 см;
  • овражный – камни с заостренными краями, обеспечивают хорошую связность материала;
  • речной – обточенный природный материал хорошего качества;
  • озерный – по свойствам близок к речному гравию;
  • ледниковый – отдельные камни имеют острые края.

Основное преимущество гравия – он в 1,5-2 раза прочнее щебня. Из гравия делают насыпные дорожки без применения связующих компонентов.

Расчет количества материала для засыпки ведут в кубических метрах, но продавать его могут тоннами или килограммами. В этом случае нужно проконсультироваться со специалистами, поскольку объем необходимого материала может сильно варьировать в зависимости от фракционного состава и технологии укладки. После выполнения работ по созданию гравийных дорожек следует оставлять запас основного материала не менее 15 % для ремонта проходов в последующие годы.

Какой щебень выбрать для дорожки в саду

Другие материалы и инструменты для строительства

Для хорошего дренажа в основании покрытия понадобится щебень. Размер щебня для основания – 5-20 или 20-40 мм. Щебень этих фракций можно заменить на битый кирпич, измельченный строительный мусор. Для уплотнения слоев – песок речной или карьерный. Вторая разновидность обычно дешевле, если нет разницы в расстоянии транспортировки. Прочности конструкции и увеличение дренажных свойств придает геотекстиль. Его можно брать плотностью 60, 80 и 100 г/м2 темно-серого или белого цвета.

Аккуратный вид имеют проходы с бордюрами. В качестве последних подойдут бордюрные камни, изготовленные заводским способом, бетонные бордюры, залитые в формы, кирпичные бордюры. Бордюр для гравийной дорожки, граничащей с газоном, может быть из полимерного материала, для «каменного ковра» — делают деревянный каркас.

Как сделать дорожку из щебня своими руками

Как рекомендуют специалисты, хорошим каркасным материалом при строительстве гравийных дорожек является сетка под гравий. Существует несколько разновидностей сеток, они выполняются в виде плоских или объемных полимерных решеток, обладают высокими связующими свойствами грунта и материала, придают прочности дорожному покрытию. Такие дорожки могут эксплуатироваться для проезда автотранспорта.

Инструменты, необходимые для строительства прохода из гравия или щебня:

  • колья и шпагат для разметки, на поворотах – гибкие шланги и проволочные скобы;
  • штыковая лопата;
  • устройство для трамбовки камней и песка;
  • грабли или профессиональный разравниватель – «гладилка», скребок;
  • для создания «каменного ковра» понадобится смеситель или бетономешалка.

Если планируется строительство прочной дорожки с уплотнителем, понадобится связующее средство, например, эпоксидная смола. В процессе строительства дорожки ее будет необходимо несколько раз полить, поэтому необходим доступ к поливной воде. Рассмотрим, как сделать садовую дорожку из гравия.

Подготовка котлована

На первом этапе подготовки котлована выполняется разметка по всей длине будущего прохода. Для ровного покрытия рекомендуется натягивать шпагат строго на одной высоте, выверяя ее по уровню. Поверхность земли может быть неровной, поэтому после того, как котлован будет готов, высоту еще раз сверяют путем измерений от основания до уровня натяжения шпагата.

Устройство гравийной дорожки бывает двух типов:

  1. с укладкой геотекстиля на грунтовое основание;
  2. с укладкой геотекстиля на песчаную «подушку».

В первом случае глубина котлована больше. Его выкапывают на 35-40 см. Во втором случае глубина траншейки под основание дорожки может составлять 25 см.

Основание под дорожку необходимо перекопать на штык лопаты, если грунт легкий или на любую глубину, если почва тяжелая. Это делается для того, чтобы глубина осадки была одинаковой по всей площади. Встречающиеся при перекопке корни, камни и другие вкрапления необходимо удалять. Перекопанный слой земли тщательно трамбуют.

Края котлована необходимо сделать строго вертикальными, иначе рассыпающийся гравий нарушит вертикальность расположения бордюра и внешний вид такой тропинки будет испорчен.

Как сделать гравийную дорожку своими руками

Засыпки слоев

Технология укладки геотекстиля на грунт

Подложка под гравийную дорожку расстилается ровным слоем на утрамбованный грунт. По краям устанавливают бордюр выбранного типа. Поверх геотекстиля насыпается крупная фракция щебня или другой дренажный материал слоем 15 см. Выполняется его трамбовка.

Поверх крупного щебня засыпается песок слоем 15 см. Следующий шаг – полив песчаной «подушки». Эта мера позволяет добиться ровной усадки первых слоев. После высыхания влаги песок может оказаться неровным слоем. Если в результате полива песка осело много, следует его добавить и повторить полив.

Поверх песка насыпается гравий или гравийный щебень выбранной фракции слоем 12-15 см. Уровень насыпки основного покрытия должен быть на 4-5 см выше уровня окружающей поверхности, поскольку в течение нескольких месяцев произойдет осадка каменистого материала. После засыпки верхнего слоя его также подвергают трамбовке и поливу.

Техника выполнения тропинки с укладкой геотекстиля на песчаное основание

Также предусматривает перекопку и трамбовку дна котлована. При этой технологии предпочтительнее использовать бордюрные камни. Они обеспечат хороший дренаж краев дорожки. Если в качестве бордюра используются кирпичи, то их целесообразно скрепить между собой цементным раствором, иначе каменистая масса может нарушить ровность укладки кирпичей.

После того, как бордюр готов, цементный раствор надежно схватился, приступают к засыпке дренажного слоя крупными камнями. Высота этого слоя 15 см. Камни трамбуют. Затем насыпается песок слоем 5 см для заполнения пустот между отдельными камнями, прессуется с помощью бревна или специального приспособления из металла с приваренным горизонтальным основанием 15 х 15 см. Выполняется полив. После того, как излишняя влага стечет, а часть ее испарится, слой песка подравнивают и расстилают геоткань. Края ткани с обеих сторон на 3-4 см могут выходить на бордюры.

Поверх тканевой подложки насыпается основная фракция щебня, разравнивается граблями, уплотняется, производится полив. Верхний уровень основной фракции должен быть на 1-2 см ниже бордюра или вровень с ним. После осадки камней бордюр будет находиться немного выше основания, что создаст необходимый декоративный вид.

Устройство дорожки из гравия

Нужен ли связующий компонент

При строительстве главенствующих магистралей на участке, дорог вдоль дома, лучше построить дорожку из щебня и эпоксидной смолы – так называемый «каменный ковер», о котором уже упоминалось выше. Наиболее подходит для этой цели гранитный щебень. Он красив по окраске, повторяющей гранит с вкраплениями красного и черного цвета, износостоек.

Клей для щебня можно приобрести в специализированных магазинах. Основание для таких проходов дополнительно укрепляют бетонной заливкой. Котлован под дорогу выкапывают на глубину 25-30 см. Грунт перекапывают, уплотняют. Края выравнивают строго вертикально, по ним монтируют деревянный каркас (опалубку) из реек с поперечными стяжками. Последние удерживают края магистрали в вертикальном положении. Их целесообразно монтировать через каждые 70-80 см.

На дно траншеи засыпают дренирующий слой щебня 15 см, прессуют его, уплотняют песком слоем 5 см. Основание трамбуют, поливают, дают отстояться. Затем слой песка выравнивают, поверх него застилают геоткань. Для прочности основания поверх геоткани заливают бетонный раствор с добавлением щебня фракции 5-10 или 5-20. Слой бетона 8-10 см.

Когда забетонированное основание высохнет и по нему можно передвигаться, приступают к заливке каменной смолы. Наиболее мелкую фракцию щебня засыпают в смеситель, добавляют связующий компонент – эпоксидную смолу и клей (отвердитель). На упаковке имеется инструкция изготовления состава. Все компоненты продолжают перемешивать на протяжении 20-30 минут, пока не будет достигнута наибольшая равномерность распределения клея. Вот примерное соотношение компонентов:

  • щебень фракции 10-20 – 80 кг;
  • эпоксидная смола – 1,3 кг;
  • клей – 10 г.

Для разбавления затвердевшей смолы может понадобиться фурфуриловый спирт.

Смесь щебня с клеящим веществом высыпают на бетонное основание слоем 1-5 см и начинают активно разравнивать и трамбовать с помощью гладилки. Можно пользоваться только скребком, если смесь плотная и нуждается лишь в выравнивании слоя по высоте. Работать стараются быстро, так как смесь активно затвердевает. Время, в течение которого дорожка готова к эксплуатации, 1-2 часа. После схватывания покрытие поливают. Смесь щебня с клеем хорошо пропускает воду, на ней не скапливаются осадки, меньше образуется льда зимой.

Щебенчатая отсыпка

Пути и проходы с мощением из плит, природного камня, клинкера можно отсыпать щебнем, то есть заполнить промежутки. Этот прием создает плавный переход от основного покрытия к земле или траве, клумбам. При этом каменистый материал может как находиться в пределах бордюров, так и быть с внешней стороны дорожного покрытия.

Какой щебень лучше использовать для отсыпки?

На засыпку промежутков пускают так называемый «отсев» — фракция щебня 0-5 и 0-10. Для внешней отсыпки подходит щебень из известняка. На кислых почвах он может способствовать повышению рН и созданию лучших условий для роста растений.

Какой фракции гравий нужен для дорожки

Как отсыпать дорожки щебнем?

Основание для отсыпки внутри бордюров готовят также, как и для дорожки из гравия. После того как уложен основной материал мощения, ему дают время для усадки. К отсыпке приступают через 7-10 дней. Промежутки между плиткой, облицовочным камнем засыпают каменистым субстратом, вместе с основным покрытием трамбуют, поливают.

Для отсыпки за пределами бордюров основание готовить не нужно, поскольку она служит для декора и не будет использоваться для ходьбы. Слой отсыпки может составлять 1 — 4 см. Под щебень укладывают геоткань, края ее на 2-3 см не доходят до крайней точки засыпки.

Интересным дизайнерским решением является отсыпка тропинки с прямолинейным каменным бордюром, за пределы которого был проложен дополнительный бордюр из пластиковых бутылок в форме зигзага. Пространство между основным и дополнительным бордюром засыпалось отсевом.

Щебенчатая отсыпка с клеевым компонентом может быть хорошим решением для укрепления откосов, близких к вертикальным вдоль проходов и тропинок, колодцев, люков. На легких песчаных почвах эта твердая смесь помогает закрепить края клумб и приствольных кругов. Выполнить такую отсыпку легко. Нужно слегка расчистить откосы или края приствольных кругов от лишней земли, приготовить смесь из клея и щебня и залить ее слоем 5-6 см на приготовленное место. Срок службы такой отсыпки более 5 лет.

Покрытие с георешеткой

Использование объемных и одноплоскостных полимерных сеток целесообразно на дорогах с уклонами, где основной грунт легкого механического состава с низким содержанием глины, сползает с основного места, или же дороги планируется эксплуатировать высокими механическими нагрузками. На участках с неровным рельефом бывает необходимость укрепления путей от оползней сверху или осыпания дорожного покрытия вниз. В этом случае можно построить вертикальные подпорные стенки, а если склоны пологие, также укрепить их георешетками, которые засыпать щебнем в смеси со связующим компонентом (эпоксидной смолой и клеем).

Для укладки георешетки достаточно снять дерновый слой, вскопать грунт и уплотнить его. На основание кладут геоткань и расстилают решетку. Для фиксации георешетки к грунту применяют скобы из толстой проволоки. Их вставляют в каждое звено на легком грунте и через 1-2 звена на суглинистом. Ячейки решетки засыпают щебнем или гравием фракцией 5-10 с таким расчетом, чтобы решетка была покрыта каменистым слоем более 5 см, иначе после усадки камней решетка будет ощущаться под ногами, по ней будет некомфортно ходить.

Можно ли заполнять решетки каменной смолой?

Объемные и одноплоскостные полимерные решетки можно заполнять смесью щебенки со склеивающими компонентами. Покрытие в этом случае будет прочным и по нему можно ездить на автомобиле, велосипеде. На даче таким образом можно замостить площадку для летней кухни, парковочное место.

Уход за дорожками из гравия и щебня

Наиболее трудоемки в уходе дорожки с галечным и щебенчатым покрытием, где камни имеют наименьшее сцепление друг с другом. Ровные и гладкие камни имеют тенденцию к смещению после каждого прохода по ним. Такие дорожки требуют частого выравнивания деревянной рейкой.

Осенние опадающие листья следует своевременно убирать, не допуская их скопления на дорожном покрытии на период зимовки. Гниющая листва оставляет прилипшую грязь и меняет цвет гальки. Появляющиеся сорняки следует аккуратно подрезать секатором как можно ниже и раньше, если у них разовьется глубокая корневая система, это неизбежно приведет к деформации гравийного покрытия.

После снежных зим и быстрого таяния снега дорожка может выглядеть просевшей во многих местах. Такое явление происходит, если произошло перераспределение нагрузки на покрытие. В этом случае выполняют подсыпку материала. Если проблема повторяется из года в год, следует снять верхний основной слой и дополнительно укрепить основание, добавив полимерную сетку.

Таким образом, нельзя сказать, что строительство и содержание гравийных дорожек собственными силами — простое и легкое дело. Здесь требуется опыт и сноровка, физические силы, терпение и выносливость, математический расчет и свободные материальные средства на закупку и доставку материалов, много места для их складирования. Особенно сложно выкопать длинный котлован глубиной свыше 30 см, а также заложить большие площади под георешетками.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Садомерок
Добавить комментарий

Adblock
detector